Мы привыкли слышать такой призыв от агентств недвижимости Ярославля и Ярославской области. Какой смысл они вкладывают, обещая профессионализм обслуживания? Есть ли разница в том, какой договор они предлагают заключить?
Договоры и проблемы
Риелторы используют в работе три вида договоров:
1) если представляют продавца, то – договор на оказание услуг продавцу;
2) если представляют покупателя, то – договор на оказание услуг покупателю;
3) договор намерения между продавцом и покупателем, подтверждающий совершение сделки и осуществление авансового платежа – задатка.
Для судебной практики наиболее сложные и распространённыево взаимоотношенияхв сфере риелторских услуг – это споры, возникающие между сторонами первого вида договора.
У одной овцы пять пастухов
Типичный случай: риелтор А начинает работать над продажей квартиры заказчика, а тот вдруг сам выставляет её на продажуи подключает также других агентов. Тогда риелтор А предъявляет претензии продавцу и, используя свои права на основании подписанного договора, требует оплатить услуги.
Рынок недвижимости Ярославля и Ярославской области, которому без малого 20 лет, приобрёл бесценный опыт и диктует правила, справедливые для обеих сторон. Стороне сделки, заказывающей услуги, нужно принять к сведению, что времена «беготни» риелтора ради призрачного вознаграждения прошли. Часть из них прошла обучение и стажировкуза рубежом,и свой позитивный опыт внедряет и здесь.
Ядро деятельности любого риелтора за рубежом – это эксклюзивный договор
Договор не ограничивает собственника недвижимости в праве поручить заниматься объектом кого угодно, но в случае сделки он обязан оплатить указанную в договоре сумму в полном размере стороне, с которой был подписан договор, и не важно, сам он нашёл покупателя, или это сделал другой агент.
Законы в СШАи большинства европейских стран всячески защищают интересы агента по недвижимости, и, если дело доходит до суда, то клиенты, как правило, не тольконе могут избежать выплат, но и подвергаются штрафам и оплате судебных издержек.
Не эксклюзивный договор неэффективен, считают эксперты
Причём это касается в большей степени самого продавца.
Посудите сами. После подписания договора риелтор приступает к разработке стратегии продажи объекта. Он оперативно начинает вкладывать в процесс свою интеллектуальную и физическую энергию: создаёт портфолио объекта, скрупулёзно анализирует рынок, ведёт переговоры с потенциальными покупателями, пытаясь преподнести объект в самом выгодном свете и грамотно выстраивая ценовую политику, чтобы как можно дороже продать его продавцу. Кроме того, он тратит собственные деньги и деньги агентства на рекламуи объявленияво все каталоги, газеты и порталы,на транспорт, чтобы показать объект нескольким потенциальным покупателям.
И когда агент видит объявление о том же объекте в СМИ, порой в нескольких экземплярах, и по более низкой цене, да ещё вдобавок и от самого продавца, то такое отношение продавца расценивается как провокация, а, если точнее, мошенничество. Агент как минимум прекратит работу над объектом, либо отложит его в конец очереди.
В дальнейшем судьба объекта сложится таким образом: все агентства, конкурируя между собой, понизят цену за право первым предоставить продавцу покупателя, который захочет купить «у кого подешевле». При встречес продавцом покупатель, чувствуя, что он контролируети агента,и продавца, сам начнёт «ломать» хозяина на выгодную для него цену. Продав объект по «смешной» цене, продавец не только сэкономит время своему первому агенту, но и будет обязан, согласно договору (если это был эксклюзивный договор), выплатить ему агентское вознаграждение.
Эксклюзивность договора – это единственный способ эффективной продажи
Подписание эксклюзивного договора повышает шанс продажи по более выгодной цене агентом, полностью сконцентрированном на процессе оказании услуг, с гарантией, сроками, штрафными санкциями и прочими обязательствами по договору.
Продавцу не придётся тратить своё драгоценное время на суету, связанную с продажей,он может спокойно заниматься своими делами и лишь время от времени проводить мониторинг, требуя у риелтора отчёт о проделанной работе.
В случае подписания обычного, не эксклюзивного, договора процесс поиска покупателя потеряет такие важные составляющие, как обязательность и дисциплину риелтора, ответственного за исполнение.
Риелтор, у которого нет ответственности за сделку, обычно имеет много заказов, и, следуя только своей выгоде, отнесётся к вашемус ним договору без должного внимания. Он скажет, что предлагает вам полную свободу действия. И это фактически означает, что вы сами будете продавать свой объект, и у васне будет никаких рычагов давления на исполнителя.
Российское законодательство не позволяет заключать эксклюзивные договора
Ст. 14.8 КоАП «включение в договор условий, ущемляющих права потребителя» рассматривается в ФАСи Роспотребнадзореи наказывает агентства штрафом в размере до 20 тысяч рублей. Прецеденты уже были.
Однако в ГК РФ (ст. 1007) указан «агентский» тип договора, который предусматривает обязательство клиента не заключать аналогичных договоров с другими подрядчиками (агентами) и воздержатьсяот самостоятельной деятельности, составляющей предмет уже заключенного договора.
Агентские договоры на рынке Ярославля и Ярославской области не работают.Суды не признают риелторский договор агентским. И, чтобы приспособить агентский договор к законности своих действий, риелторам приходится брать на себя обязательства юридического характера, что не предусмотрено пакетом риелторских услуг.
Пока продавцы не поймут простую истину, что поручение единственному риелтору – это и есть способ продажи объекта, а риелторы, – что эксклюзивный (агентский) договор – это единственный шанс заработать на сделке, ситуация на рынке так будет серьёзно буксовать.