Многие семьи Ярославля, родив одного ребенка, на этом останавливаются, поскольку не могут позволить себе воспитывать второго из-за сложных жилищных условий, даже при наличии материнского капитала, которого для приобретения жилплощади в черте столицы явно недостаточно. Ввиду создавшейся ситуации, грозящей демографическим вымиранием, правительство России предприняло ряд мер, направленных на предоставление молодым семьям льготных условий и субсидий для улучшения жилищных условий. Была разработана целевая подпрограмма по обеспечению жильем молодых семей, поддержка молодых семей государством – основная ее цель, для реализации которой задействованы местные и региональные ресурсы. Но даже такое финансирование не можетв полной мере обеспечить жильем все молодые семьи, в качестве примера можно привести следующее дело:
— Жительница Архангельской области подала в судна местные власти, исключивших ее семьюиз подпрограммы.В качестве причин местная администрация указала на приобретение данной парой жилья за счет материнского капитала, что, вполне возможно, сделать. С первого взгляда ситуация логичная, но, с другой стороны, материнский капиталне предназначен только на покупку жилья, основная его цель обеспечение будущих условий для обучения ребенка в вузе, техникуме и так далее. Данная семья стоит на очереди с 2008 года, второй ребенок родился недавно, а материнские выплаты пошли на погашение кредита за приобретенное ранее жилье. Но и их не хватилов полной мере, поэтому отказ федеральных властей в социальной поддержке молодой семьи в виде выплаты денег на приобретение жилья поставил семейную пару в трудное положение. В конституционном иске заявительница указала на то, что пункт 18 Конституции РФ, в котором содержатся правила предоставления жилья молодым семьям от государства нарушает ее правана распоряжение материнским капиталом и деньгами положенными ей, как претендующей на расширение жилищных условий.
Поданный иск был рассмотрен Конституционным судом, постановившим, что приобретение жилья за счет материнского капитала не может служить поводом для снятия с очередина жилье по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Также суд установил, что упомянутый пункт № 18 Конституциине противоречит, но молодая семья имеет право самостоятельно решить, на что потратить материнский капитал, при этом не лишаясь права на получение поддержки со стороны государства на приобретение жилья.
Материнский капитал – способ стимуляции к повышению рождаемости в стране, поэтому он не ограничивается решением жилищного вопроса, выплаты по нему осуществляются с 2007 года сумма его доходит до полумиллиона рублей, которые начисляются на счет семьи за второгои последующих детей. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» вступила в действие с 2009–2010 года,и продлиться вплоть до 2015 года включительно. Приобрести жилье в Ярославле можно в рамках обеих программ, при этом ни однаиз нихне должна вступать в противоречияс другой, поскольку в идеале молодая семья получившая жилье может потратить материнские деньги на своего ребенка, его воспитание и развитие, тогда как большинство денег уходит на покрытие ипотечного кредита. Такого быть не должно, все семьи должны иметь выбор: покупать ли им жилье за счет денег из материнского капитала, но при этом все равно получить необходимую социальную поддержку, или, же дожидаться своей очереди, истратив капитал на нужды ребенка, что ни в коей мере не должно возбраняться и противоречить постановлению об обеспечении жильем в рамках подпрограммы.