добавить объявление

Mobile menu

агентство недвижимости Референт Ярославль

Что надо знать землепользователю

Что надо знать землепользователюЗемельный надзор – одна из основных функций Росреестра. Со слов руководящего специалиста Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Игоря Хохрякова, эту функцию в регионе выполняют 97 инспекторов. Росреестр представлен во всех регионах России, в том числе и в Ярославле.

Инспекторы выполняют значительный объём работы. Так, в Нижнем Новгороде, в течение 2014 года, осуществлено более 8000 проверок, выявлено и привлечено к ответственности около 3000 нарушителей земельного законодательства. В 2015 году эти цифры сопоставимы, а суммы штрафов исчисляются миллионами рублей.

Среди основных видов нарушений земельного законодательства указываются:

— самовольное занятие земельного участка;
— использование земельного участка без оформления необходимых на то документов;
— игнорирование пользователями предписаний должностных лиц.

Основным камнем преткновения в земельных спорах являются границ земельных владений. Немало граждан, получив документы на собственность земельным участком не производят его межевания, что приводит к территориальной неопределённости участков, которая зачастую и является основной причиной земельных споров.

Главное – контроль и учёт

Одной из форм надзора и контроля являются проверки, которые осуществляются практически на всех категориях земель. Законодательно порядок проверки закреплён в законе294 от 26.12.2008г. А пункт 4 статьи 71 Земельного Кодекса оговаривает необходимость проведения таких проверок, как юридических, так и физических лиц.

Основанием для проверки является обращение, направленное в Росреестр. После чего ей присваивается статус плановой или внеплановой. Плановая проверка производится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проведение таких проверок планируется до 1 сентября и обязательно согласовывается с прокуратурой. После согласования, решение о её проведении публикуется на сайтах прокуратуры и Росреестра.

Реализация плановых проверок должна строго соответствовать календарному плану (обычно не чаще трёх раз в год). В зависимости от масштабов бизнеса (крупный, малый и средний, мелкий) на проверку юридического лица соответственно законом отводится — 20 дней, 50 часов, 15 часов.

Проверки и равные права

Внеплановые проверки подразделяются на три вида, в зависимости от целей и причин их вызвавших:

— нарушение земельного законодательства создаёт реальные предпосылки угрозы жизни и здоровью людей;
— проверки земельных участков в административном порядке без участия собственников;
— проверки, вызванные нарушениями имущественных прав собственников участков. При этом необходимо официальное обращение.

По установленному административным законом регламенту, в этих случаях оформляются акт проверки и предписание о надлежащем устранении нарушений законодательных норм. При выявлении правонарушения, специалистами земельного надзора составляется протокол, а материалы принимаются в административное производство. При оформлении протокола в обязательном порядке необходимо присутствие проверяемого, или его официального представителя, имеющего на то соответствующие полномочия (доверенность).

Закон постоянно совершенствуется, поскольку практика вводит свои коррективы. В этом смысле показательна разница в правовом положении юридических лиц и простых граждан. Например, в настоящее время, по закону, первые могут проверяться не более одного раза в три года. В то время как на проверку вторых таких ограничений нет. Не действует в отношении простых граждан и норма, предусматривающая необходимость присутствия во время проверок доверенного лица. Будем надеяться на то, что правовое неравенство в этом смысле будет устранено в ближайшее время – готовится обновлённый регламент проведения проверок.

Закон и порядок

Недавно вступили в силу новые нормы КоАП РФ (ст. 19.5 п.п. 25 и 26), стали жёстче и внушительнее штрафные санкции. Так, за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, предполагаются следующие штрафные санкции:

штраф — 10–20 тыс. рублей для граждан;
— штраф – 30–50 тыс. рублей для должностных лиц, или дисквалификация в течение до трех лет;
— штраф – 100–200 тыс. рублей.

В случае повторного нарушения в течение года, штрафы увеличиваются соответственно: 30–50 тыс. рублей для граждан; 70–100 тыс. рублей для должностных лиц, или дисквалификация в течение до трех лет; 200–300 тыс. рублей для юридических лиц.

При этом добавим, что ложные сообщения о нарушении земельного законодательства, рассматриваются в судебном порядке и могут трактоваться законодательством, как клеветнические. Необходимо помнить, что действия специалистов Росреестра находятся под надзором органов прокуратуры, стоящих на страже конституционных прав российских граждан.

«Дачная» амнистия

Отдельного упоминания требует так называемая «дачная амнистия» — этот упрощённый способ фиксирования права на землю и строения для отдельных групп сограждан работает с 2006 года (Закон № 93, 30.06.2006). Было разрешено оформлять гражданам в собственность землю, не указанную в свидетельстве о праве на неё, однако находившуюся в их пользовании.

Речь идёт о решении вопроса о так называемой территориальной неопределённости. Законопроект действует давно, однако не прошли регистрацию ещё более 1/3 земельных участков. Важно, что для некоторых категорий собственников участков действие закона продлено до 01.03.2018 года (№ 20, 28.02.2015).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить